|
|
Право на информацию
в системе конституционных прав и свобод в РФ.
|
|
Право на информацию
в системе конституционных
прав и свобод в РФ.
Выступление 31 мая 2001 года при защите диплома
в Ростовском юридическом институте СКАГС.
Уважаемые члены экзаменационной комиссии!
Уважаемые коллеги!
Темой защищаемого дипломного сочинения
явилось право на информацию в системе
конституционных прав и свобод в РФ.
Практический опыт прежде всего дал проблемное
видение предмета правового регулирования во всем
многообразии его взаимосвязей, а также личную
заинтересованность в полноте исследования.
Хочу высказать слова искренней благодарности
научному руководителю доктору юридических наук,
профессору Овсепян Жанне Иосифовне за методологическую
и человеческую помощь в структурировании работы и
осмыслении результатов исследования.
Актуальность исследования определена:
- во-первых, возникновением и бурным становлением
в 90-е годы 20 века новой комплексной отрасли права -
информационного права - и необходимостью четко определить
его конституционные основания для систематизации норм,
генетически связанных с различными правовыми тенденциями,
- во-вторых, логикой развития правовой мысли и
переносом конституционного акцента с институциональных и
абстрактно-идеальных оснований права на приоритет прав
человека (в этом смысле интересно проследить взаимодействие
двух конституционных оснований информационного права -
права человека на информацию и общественного принципа
свободы информации);
- в-третих, принципиальными изменениями в предмете
правового регулирования, связанными с изменением роли
информации в жизни общества, последствиями глобализации и
становлением информационного общества, что повлекло для
национальных законодательств необходимость разработки
новых подходов к регулированию информационных процессов и
правовых отношений, вненациональных по своему характеру.
Предметом дипломного сочинения является
рассмотрение сложившейся системы информационного
права с точки зрения конституционной нормы -
права человека на информацию - и выявление
специфики конституционно-правового
регулирования информационной сферы.
Основной проблемой исследования явился
вопрос о конституционно-правовых основах
юридического дуализма информации как
публично-правовой категории и объекта
гражданско-правовых отношений.
Попытки одностороннего рассмотрения
правовой сущности информации в рамках
либо гражданско-правового, либо публично- правового
подходов приводили и приводят к конфликту норм,
негативным социально-политическим последствиям,
нарушениям прав человека.
Рабочая гипотеза исследования заключается в том,
что информация - это особый объект права,
сочетающий в себе публично-правовые и
частно-правовые свойства, и это сочетание,
выражающееся в системе прав, обязанностей и гарантий,
есть предмет конституционного регулирования.
В такой постановке вопрос ранее не звучал.
Понятийный аппарат работы основывается
на анализе терминологии текущего законодательства РФ
с проработкой и детализацией отдельных аспектов.
В частности, дополнительного изучения вызвал термин
"доступ к информации", который в законодательстве
используется как для обозначения свойств как объекта,
так и субъекта отношений по поводу информации.
Нам он представляется важным понятием в системе
информационного права, регулирующим основания
притязаний субъекта на пользование информационным
ресурсом, обычно имеющим режим собственности
(частно-правовой аспект). Основания доступа к
информации носят либо публично-правовой характер и
регулируются государством, либо частно-правовой характер и
регулируются волей владельца информационного ресурса,
но даже в последнем случае государством определены
правоотношения, в рамках которых владелец обязан
предоставить информацию (информационные сервитуты).
Как видим, понятийная проработка на основании
четкого методологического подхода привела к выявлению
ряда вопросов, выходящих за рамки собственно
конституционно- правовой проблематики,
однако такой подход представляется в данном
дипломном сочинении правомерным в силу специфической
проблемы исследования.
Результаты исследования касаются ряда
важных моментов, связанных с рассмотрением
информации как правового понятия с точки
зрения конституционного права.
Во-первых, выделены признаки информации -
сущностные и факультативные. К сущностным
можно отнести признак объективности
(отражение объективной стороны исследования),
признак субъективности (результат деятельности субъекта),
признак функции (цели деятельности субъекта).
К факультативным можно отнести воплощение в материальной форме.
Во-вторых, в работе дается классификации
видов информации по различным правовым критериям -
характеру правовой защищенности, правовому режиму
доступности, правомерности-противозаконности,
целевой формализации, правовым особенностям,
вытекающим из формы материального воплощения,
из статуса владельца информационного ресурса,
из характера отраженного аспекта объективной
действительности, и другим критериям.
В-третьих, выделены онтологические основания
дуализма информации как правовой категории.
В силу признака субъективности информация
обременена правами субъекта, результатом
деятельности которого она является.
Это - природа информации как особого
нематериального объекта для гражданского права.
В силу признака объективности информация,
как правило, обременена правами других лиц,
которые правомочны получать сведения о данной
стороне действительности. Это -
природа информации как публично-правовой категории.
Основным результатом работы
является выявление особенностей российской
конституционной модели права человека на
информацию и конституционных основ законодательства,
регулирующего правоотношения в информационной сфере.
- Классифицируются информационные нормы
Конституции и определяется их взаимосвязь с иными
конституционными правами и свободами.
Детально анализируется содержание основной нормы -
права каждого свободно искать, получать, распространять,
производить и предавать информацию любым законным способом.
Выделяется три группы иных информационных норм - частные,
дополнительные и органичные. Частные конкретизируют
содержание права на информацию, дополнительные
устанавливают информационные гарантии осуществления
иных прав и свобод, органичные подразумевают наличие
информационных прав как необходимое условие реализации
других прав и свобод. Прослеживается взаимосвязь
информационных норм и их органическое единство.
Введение критериев для классификации позволило
полнее раскрыть содержание конституционных новелл и
поставить ряд дискуссионных вопросов, в частности -
о конституционной основе активной информационной
защищенности частной жизни (регулирование индивидом
потока получаемой информации, например - рекламы).
- Выделена структура информационно- правового
статуса личности. Структура определяется,
во-первых, характеристикой субъектов
информационных прав, во-вторых, содержанием и
объемом активных и пассивных информационных прав,
закрепленных Конституцией РФ и получивших развитие
в законодательстве, в-третьих, формами реализации прав и
связанными с этим возможностями защиты.
- Определены аксиологические и
гносеологические аспекты конституционного права
для информационного права как новой комлексной
отрасли права. Конституционное право человека
на информацию реализуется свободно в
публично- правовых и гражданско- правовых формах,
возникающие при этом отношения регулируются
различными отраслями права и при этом используются
специфические методы регулирования и защиты прав.
- Определен конституционный приоритет
права человека на информацию над свободой
массовой информации, так как права
человека являются высшей ценностью (ст. 2),
а свобода печати относится к общепризнанным
принципам международного права, являющимся
составной частью правовой системы РФ.
Российская модель информационного общества
основывается на приоритете прав человека
над правами социальных институтов и абстрактных
идей и в этом отличается от доминирующих ныне
либеральных концепций информационного общества.
Глобализация, связанная для стран информационной
периферии с угрозой утраты национальной идентичности,
информационным подчинением личности потоку навязанной
информации и установлением вненационального контроля
за национальной информационной сферой, остро ставит
вопрос национальной информационной безопасности,
конституционная основа которого зиждется в т.ч.на
праве человека свободно осуществлять информационные права.
- Выявляется ряд проблемных моментов,
касающихся недостаточносй проработанностью в
законодательстве способов реализации и защиты
конституционных информационных норм.
Прежде всего это касается пассивных
информационных прав и прав индивида
на информацию о себе (например, о характере
болезни, о своем происхождении и т.д.).
Отдельно выделена проблема активной и
пассивной информационной защищенности личности.
Активная защищенность связана с правами человека
контролировать поток информации (свобода получать
информацию) и быть защищенным от информационного насилия.
Пассивная связана с защитой от информационной агрессии.
Рассмотрены не только традиционные аспекты пассивной
инормационной защищенности (неприкосновенность частной жизни,
тайна переписки и т.д.), но и новые проблемы -
персональные данные, биологическая информация.
(США даже пошли по пути патентования генетической
информации, то есть распространили право частной
собственности на человека, что может напоминать
об исторически недавнем рабовладении,
свойственном этой правовой системе.)
К побочным результатам исследования,
полученным в ходе изучения предмета,
можно отнести ряд наблюдений, которые в свете
конституционно- правового подхода по-новому
описывают связанные с информацией дискуссионные
проблемы отраслей права. Это касается, во-первых,
методов защиты информации (либо защищать информацию
по аналогии с авторским правом (гражданско- правовой
подход) либо использовать методы административного
права (управленческий подход), во-вторых, статуса
журналиста как специального субъекта информационного
права и природы его прав как производных прав
(законодательство и подзаконная система норм
неоправданно ограничивает его возможности в сравнении
с правом обычного субъекта права на информацию),
в-третьих, правовых оснований системы тайн и
классификации личных тайн, в-четвертых,
выделение четырех типов правовых режимов информации -
общественно- значимой информации, общедоступной
информации, защищенной информации и авторской информации,
в-пятых, выделяется проблема проработки процессуальных
норм для обеспечения порядка реализации информационных прав,
в-шестых, приоретете национальных форм защиты прав
человека на информацию по сравнению с международными
судебными формами (на примере практики Европейского
суда по правам человека) в силу того,
что в информационном обществе главные источники
опасностей, связанных с информационнм насилием и
информационной агрессией лежат в обществе и
только государство может гарантировать человеку
защиту его информационно- правового статуса.
Проблематика исследования нашла отражение
в ряде состоявшихся и готовящихся авторских
публикаций и выступлениях на научно- практических
конференциях. Работа будет продолжена.
Благодарю за внимание!
Дмитрий КОТИКОВ
[Журналистика]
[Право]
[Литература]
|
|